Василий Мидянин (midianin) wrote,
Василий Мидянин
midianin

Categories:

Посмотрел наконец культовый "Престиж".

Неплохо. Неплохо. (с) Бутрос-Бутрос Гали.
Г-н Нолан поступил с литературным первоисточником точно так же, как г-н Петерсен с "Илиадой": вычистил большую часть литературщины, оставив только кинематографическую субстанцию. Помню, подобный подход поразил меня еще на "Девятых вратах" Полянского: вроде бы все то же, что в "Клубе Дюма", и в то же время воспринимается совсем по-другому. Совершенно другие изобразительные инструменты используются в кинематографе, и чем лучше и сложнее книга-первоисточник, тем разительнее будет контраст с фильмом.
В плане сюжета режиссер "Престижа" перекреативил писателя. На моей памяти это второй случай; первый - "Мертвая зона" Дэвида Кроненберга, где режиссер волевым усилием выпрямил извилистую сюжетную линию, часть эпизодов выкинул, часть переписал, одних персонажей выдвинул на передний план, других задвинул назад - и одно из самых скучных и мутных произведений Кинга вдруг заиграло новыми гранями, стало прозрачным и эффектным. Фактически вышел сценарий Кроненберга по сюжету Кинга.
Та же ерунда вышла и с "Престижем". Прист оставил в книге слишком много оборванных нитей, слишком много упущенных возможностей развития сюжета. Нолан их все тщательно подобрал и связал в один тугой убедительный узел. Возникает такое ощущение, что Прист и Нолан где-то услышали один и тот же рассказ и потом воспроизвели его по памяти, кто как запомнил. И у Нолана память оказалась гораздо лучше: по крайней мере, у него интрига выглядит более убедительной и законченной.
Фильм старается максимально точно воспроизвести атмосферу Лондона рубежа XIX и XX веков. Во многом это получается, хотя от игры современных молодых актеров в стиле Леонардо ди Каприо в "Титанике", похоже, никуда уже не денешься, это карма. Очень неплохо сыграл Хью Джекман. Дэвид Боуи в роли Теслы - вообще отпад: самый естественный актер в фильме, совершенно органичен в роли этакого сухого и строгого викторианского джентльмена, вылитый британский колониальный полковник.
И все же чего-то не хватает. Не знаю. Фильм слишком рассудочный, холодный. Нолан в отличие от Приста все-таки слишком увлекается работой на публику, слишко много думает, что скажет княгиня Марья Алексевна. И если в книге, допустим, по вине Бордена едва не погибает сам Энджер, то в фильме тонет жена Энджера - для жалистности и чтобы у последнего была более понятная сентиментальной публике причина жестоко мстить. И так в нескольких ключевых моментах - там, где Прист сух и пугающе реалистичен, Нолан включает для бестолковых дополнительный мелодраматический мотив. Возможно, если перед фильмом не читать книгу, он пройдет на ура. А книга, при всех ее недосказанностях и неиспользованных возможностях сюжета, все-таки лучше - да простит меня любезный angels_chinese, коий пришел в неистовство от книги, а потом в восторг от фильма.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments