Василий Мидянин (midianin) wrote,
Василий Мидянин
midianin

Categories:

А сейчас я буду долго и со вкусом вещать.



Итак, с трудом припоминаю, что обешал вам, закончив книгу, сей же час приступить к повествованию о том, зачем Серега сбрил усы, то бишь для каких высших целей создателям сериала "Менталист" понадобилось менять коней на переправе и кардинально переделывать первоначальный финал и фигуру Красного Джона, и кто вообще изначально планировался, судя по всему, на место главного антигероя. Предупреждаю сразу, легко не будет, потому что на такие бисчеловечные темы меня всегда несет не переставая, как того бегущего бизона.

Где-то вот здесь: https://midianin.livejournal.com/489379.html?mode=reply#add_comment

Итак, обещание есть обещание, как сказано в одной из новелл бисчеловечно мудрого франко-итальянского фильма "Адреналин".
Напомню также, что раз уж из меня выдавили такое обещание, чего я никак не желал и не планировал, то вам теперь придется за это страшно расплачиваться. Теперь я бисчеловечно открою целую серию лекций по преступлениям в литературе и кино, когда совы вовсе не то, чем они кажутся.

Во второй, к примеру, лекции мы подробно рассмотрим рассказ Стивена Кинга "И пришел Бука" и попытаемся установить, кто же именно поочередно убил детей главного героя (напомню, что версия "конечно же, Бука" - абсолютно в пользу бедных, и, хоть Кинг - большой любитель мистики и прочих ужасов, в данном случае настоящий убийца совершенно реален), а также проследим онтологию и личность самого Буки, которые представляют собой определенный интерес. Автор оставил нам целую кучу подсказок и недвусмысленных указаний, которыми грех не воспользоваться - но, как это часто бывает, серьезно переоценил при этом аналитические споосбности широкой публики.

В третьей лекции мы не только установим жестокого убийцу из фильма Микеланджело Антониони "Профессия - репортер" с Джеком Николсоном, но и вообще зафиксируем сам факт жестокого убийства, которое произошло практически на наших глазах, но при этом перманентно ускользает от внимания зрителей. Насколько я понимаю из личных бесед, для многих смотревших оказываетсяя шоком сам факт, что мы в упор наблюдали жестокое убийство и даже не поняли этого.

Наконец, в качестве некоего бонуса поделюсь с вами своими соображениями о жутком, практически мистическом случае массового убийства на ферме Хинтеркайфек, которыми изначально делиться с другими отнюдь не предполагал во избежание непременной хулы и поношений, так, прикидывал для себя. Но уже гулять так гулять. То есть убийца там, по-моему, совершенно очевиден, если внимательно изучать материалы дела, хотя все делают вид, что это не так; я сконцентрируюсь скорее не на его личности, которая в общем-то уже не представляет особой тайны, а на том жутковатом обстоятельстве, что убийца якобы несколько дней жил на хуторе среди разбросанных мертвецов, имитируя их жизнедеятельность. Тут возможны весьма интересные коллизии и наличествуют любопытные улики, поддерживающие мою версию, которые мы обязательно подробно рассмотрим.

Что ж, сперва "Менталист".
Еще четыре необходимых предупреждения.
Во-первых, в данных размышлениях по поводу неизбежно будут иметь место спойлеры, тучи, горы спойлеров. Так что если вы планируете посмотреть или досмотреть наконец этот вполне достойный сериал, от чтения данных материалов лучше решительно воздержаться. То же относится к сериалам и киносериалам "Пила", "Декстер", "Касл", "Шерлок", "Побег из тюрьмы", "LOST" (a.k.a. "Остаться в живых") и прочим, с которыми я буду "Менталиста" беспощадно сравнивать и проводить прочие омерзительные параллели. Потому что амбиции и устремления создателей сериала в данном случае крайне важны - не менее, а, пожалуй, даже более, чем изначальный замысел сценаристов.

Во-вторых, значительная часть данных измышлений отнюдь не подкреплена четкими доказательствами и письменными признаниями виновных с фотографиями - скорее, серьезными подозрениями. В правоприменительной практике такое называется "обвинение по совокупности косвенных улик" и в общем-то не особо приветствуется, но имеет право на существование. Это будет не железобетонная версия, а просто суровая экспертная оценка человека, руководившего тремя интерактивными сериалами и писавшего для них сценарии, а также пытающегося либо пытавшегося писать сериалы для трех телевизионных студий, в том числе для Первого канала. И несколько знающего, куда обычно выруливают любые сериалы, когда в них начинают решительно вторгаться люди, вложившие в них деньги, но не разбирающиеся ни в экшне, ни в драматургии, ни в зрительских предпочтениях. Вот просто неоднократно попадавший в аналогичную ситуацию. Ни один из указанных телевизионных проектов по не зависящим от меня причинам пока не взлетел (хотя я не оставляю надежды), но крайне любопытной информации о сериалах в целом и продюсерах в частности я собрал вполне достаточно, дабы смело экстраполировать. Не думаю, чтобы мотивации, амбиции и запросы западных продюсеров прямо вот на математический порядок отличались от отечественных, кроме разве что порядка сумм, которыми оперируют те и другие.

Из этого неизбежно вытекает в-третьих - что вы абсолютно в своем праве, если сочтете мои заметки параноидальным бредом, благо сам я при характеристике мотиваций некоторых героев тоже пользуюсь этим малопочтенным, но неизбежным доводом. Меня оправдывает лишь то, что параноики обычно сначала назначают виноватого, а потом начинают подбирать к этому подходящие доказательства, - я же долгое время честно и покорно следовал за морковкой сценаристов, подставлявших мне то одного, то другого кандидата, послушно подозревал то одного, то другого, пока механизм сериала внезапно очевидным образом не сломался и настоящий подозреваемый не вылез самостоятельно на передний план во всей красе.

И в четвертых, простыня получилась гигантская, как у того маркиза де Сада, который незадолго до перевода в другую тюрьму переписал свои "120 дней Содома" на тонкую материю, обернул вокруг тела и только тем спас их для вечности и благодарной публики. Соответственно, наберитесь терпения. Приношу свои извинения. Сам не ожидал такой толщины сказанного, думал, что всё выйдет гораздо быстрее.

Я не сомневаюсь, что кто-нибудь из фанатов сериала уже давно проследовал тем же путем, и его уже давно разгромили за это как обскурантиста и идропарастата. Крайне возможно, что я открываю уже давно избитые истины, так что, возможно, вы не услышите ничего нового. Но я специальных сайтов по сериалам не читаю, оттого люблю открывать Америку на собственноручно изготовленном впервые в истории человечества велосипеде. Для меня всё всегда как в первый раз. Но я был удивлен количеством друзей, для коих эта теория стала откровением.

Начнемте же.

А начнем мы с воспоминаний о книжной серии "Тайны древних цивилизаций", которую я в свое время часто и обильно редактировал. Большинство книг данной серии посвящено разоблачению христианской религии, которую, по убеждению многих авторов, средневековое духовенство изволило извратить, исказить и намеренно запутать, приписав своему Учителю Праведности многие деяния и помыслы других пророков, сектантских течений, а также так называемых ересей, которые при внимательном рассмотрении оказываются гораздо древнее и точнее синоптических евангелий, как минимум отдельными элементами. Отсюда ересь тамплиеров, которые скорее всего докопались под руинами еврейского Храма в Иерусалиме до подлинных документов времен раннего христианства и были этим премного озадачены, поскольку те вступили в явное противоречие с доктриной христианской церкви. Отсюда множество ранних ересей, когда первичное знание о христианстве еще было не так отдаленно во времени и относительно доступно. Отсюда странная популярность Иоанна Крестителя (как бы подлинного Христа) в среде европейских художников эпохи Возрождения, членов многочисленных тайных обществ того времени. Отсюда Туринская плащаница, которая гораздо больше похожа на известный нам по портретам лик Жака де Молэ, нежели на восстановленный по описаниям раннеиконописный лик Иисуса, и т.п. С обнаружением Кумранских свитков подлиная история раннего христианства типа все более и более нахально прет наружу, даже учитывая, что Ватикан не разрешил полностью их опубликовать. Поэтому даже по каким-то странным и неправильно переведенным местам в канонических евангелиях, сохранившихся от более ранних источников, можно кропотливо и шаг за шагом двигаться к истинному положению вещей.
Данные тексты, порой весьма убедительные, несколько помогли мне в методологии моих поисков внутри "Менталиста". Тексты эти, конечно, можно считать абсолютно параноидальными (и я даже знаю конкретных хороших людей из моих френдов, кто скажет именно так). Но я уже заранее разрешил считать мои логические построения чистой паранойей, ибо никаких доказательств и документов у меня нет; есть лишь конкретное понимание, куда бы гнул сюжет я сам, будучи использован в написании сериала, а также явные следы гнутия сюжета именно в этом направлении - пока некая высшая сила это гнутие внезапно не отменила.

Как как вы уже понимаете, в поисках истинного Красного Джона мне пришлось применять более другие действия (тм), нежели просто анализ реперных точек сериала (точнее, того, что решили раскрыть нам о личности Красного Джона сценаристы). Поскольку фигура Джона со всей очевидностью была заменена в процессе сериала, до ее первоисточника пришлось мучительно докапываться, как Шлиману - а для этого анализировать данные еще и за пределами сериала, скажем, амбиции его создателей, способные рассказать нам о многом.
Что ж, очевидно, что создатели сериала с самого начала пытались создать весьма незаурядное шоу, которое раскрыв рты смотрели бы те, кто вручает EMI. Им это вполне удалось, люди они определенно умные, урожай EMI обилен, и я не вижу ни одной разумной причины, почему они не продумали свой сериал до самого конца, как сделал бы (и как делал это со своими сериалами) я сам. Ясно, что кто попало в Джоны не годился; тут позарез нужны были характер и личность алмазной твердости и соответствующего масштаба.
И изначально таковые характер и личность в распоряжении создателей сериала определенно имелись.

Когда шоу внезапно начало ломать и корежить, стало очевидно, что что-то пошло не так. Что первоначально планировавшийся Джон был из каких-то высших соображений на скорую руку заменен довольно случайным человеком, способным наименее раздражить публику, чем все прочие случайные товарищи. И как раз его механическое втискивание в четко продуманную до самого конца канву повествования и привело к тому, что шоу начало ломать и корежить.

Увы, окончательный Красный Джон таки сильно раздражил публику, потому что, как я уже сказал, кто попало в Джоны не годился. Я пока не видел ни одного отзыва, где зрители сказали бы доброе слово о рассекреченном Джоне. Шериф, впервые возникший ближе к концу сериала, вызвал у публики горькое разочарование: мало того, что он абсолютно не соответствует Джону по масштабам личности и основному роду занятий (очевидная фальшь), он еще и определенно не мог обладать всей полнотой информации о происходящем в Бюро расследований, пусть даже, предположим с явной натяжкой, у него всюду сидели свои люди.

Нет, для подлинного интереса Джоном должен был быть кто-то из своих, кому зритель искренне симпатизировал с самого начала. И, разумеется, так оно и было задумано, это отнюдь не мое ноу-хау. Поначалу Джон мог обладать всей полнотой информации о происходящем только в одном случае: если сидел в Бюро лично. Сидел верхом на информационных потоках. То есть круг подозреваемых резко сужается.

Тут еще для полноты картины надо понимать немаловажное: валяющий дурака гениальный преступник не сможет долго успешно рядиться под идиота. Мориарти в "Шерлоке" вот не смог, не та фактура. В какой-то момент он неизбежно себя выдаст, как тот осел, который полагал себя самым быстрым скакуном в Треббии. Поэтому Ригсби из рассмотрения выпадал практически сразу, хотя внимательно наблюдать за ним я не прекратил.
Вот, к примеру, глава секты, все время попадающей в поле зрения Бюро расследований, которого бесподобно сыграл Малькольм Макдауэлл - для Джона это, конечно, было бы попадание в десятку. Он изначально не сволочь и не монстр, порой он даже искренне помогает Бюро, - он просто человек, который не задумываясь переступит через другого ради собственного удовольствия. Старенький Макдауэлл в этом образе бесподобно сыграл бы Ганнибала Лектера (мне мнится, или он действительно пробовался на данную роль?), вот это вот абсолютное равнодушие к судьбе постороннего, если дело не касается собственного эго. Маньяки - потрясающие эгоисты, начисто лишенные чувства сопереживания.
Но нет, глава секты лишь периодически сталкивается с Бюро расследований по довольно далеким от деятельности Джона поводам. Как сказано в другом мудром фильме, он прекрасная кукарямба, но, к сожалению, не та.

Окончательно убедившись ко второму примерно сезону, что Джон может скрываться только внутри Бюро расследований (другими путями некоторая важная информация не могла попасть к нему никак), я начал внимательно наблюдать за героями сериала, пытаясь аналитическим путем определить, кто же из них крыса.
Вначале я некоторое время вяло подозревал Лисбон, первое время активно воевавшую с Джейном за первенство в Бюро, но однажды она со всей неизбежностью никак не могла быть Джоном - кажется, когда на Джейна было совершено нападение, а она металась в панике, искренне не понимая, где его искать.
Впрочем, это также могло свидетельствовать о том, что Лисбон хочет лично прикончить Джейна, не делегируя это священное право каким-то посторонним гопникам. Однако ее кандидатура окончательно отпала после того, как Красный Джон велел Джейну принести ее голову. Сколь бы ни был рисков Джон, сколь бы ни любил ходить по кромке бритвенного лезвия, однако он был невероятно умен и наверняка понимал, особенно плотно бок о бок поработав с Джейном (если допустить, что именно он был Лисбон), что если заказать этому изобретательному и хитроумному мономану, люто одержимому личной местью и не имеющему никаких сдерживающих центров, собственную голову в корзине, то имеется неплохой шанс эту самую голову заполучить.

Затем я долгое время подозревал Чё. Очень долгое время. На мой вкус, это человек, масштабом личности вполне подходяший на роль Джона: серьезный, немногословный, суровый, вдумчивый, хладнокровный, циничный, внимательный к мелочам. Он сначала тщательно взвешивает, а потом говорит. Он в нужной для скрывающегося маньяка мере публично жесток: во время одного из задержаний он применил малозаметный и малоизвестный непосвященным прием - ударил злоумышленника коленом в боковую часть бедра, точно в бедренный нерв. При удачном попадании ногу парализует дикой болью, сразу пресекая любую попытку к бегству. То есть актер ударил именно так исключительно для горстки посвященных, а не для широкой публики - не эффектно, не напоказ, а как чисто машинально сделал бы внятный боец по разгону демонстраций или опер во время задержания преступника. В ДОН-100 нас на это натаскивали, а в кино, честно говоря, вижу подобное впервые. Видимо, сериал консультировали чрезвычайно опытные, знакомые с этим сложным, но прековарным приемом полицейские, что лишний раз доказывает нам: случайностей в сериале нет вовсе. Если в "Менталисте" вдруг появился невнятный и неубедительный Красный Джон, до того демонстрировавший все признаки гениальности - значит, это кому-нибудь нужно, как говорил классик. То есть что-то пошло совсем не так с первоначальным замыслом. И это отличная зацепка.

Даже история со спасенной проституткой вполне в духе Джона. Чё долгое время откровенно мучается, не зная, что с ней делать: типа дает себя знать маньячная натура Джона, не знающего милосердия и сопереживания. Честно говоря, я ожидал, что в конце концов он выпотрошит ее, как и всех остальных, и свалит всё на Красного, тем самым как бы дав и самому Чё повод для кровной мести.
Но - нет. Увы. Чё с самого начала был бы отличным Красным Джоном, но в какой-то момент он никак не мог лично иметь нужной информации, а Джон - имел. К тому моменту я уже закусил удила и внимательно это отслеживал. Так что Чё решительно отпал тоже.

Подозреваю, что Лисбон и Чё сценаристы намеренно подсунули пытливому зрителю вроде меня, копающему вглубь. Совсем как это любит делать Ю Несбё. Если это действительно так, а не получилось случайно, почтительно снимаю перед ними шляпу.

Когда все герои отпали (комическая пара Грейс ван Пелт - Уэйн Ригсби, в дальнейшем супружеская, под подозрение не попадала вовсе за недоступом к большей части секретной информации, хотя, конечно, непродолжительное время ван Пелт очень старались выдать за Джона, но совершенно без огонька, вполне понимая бесперспективность этой затеи), остался только один персонаж, до самого конца имеющий в кулаке абсолютно все нити происходящего.

Если помните, в какой-то момент в середине сериала Патрик Джейн, человек весьма неглупый, приходит ровно к таким же выводам, что и я. Он их не озвучивает для тупого зрителя, но действовать начинает так, словно понял, что крыса совсем близко. Полностью перестав доверять своей команде, он в гордом одиночестве ведет в своей запертой комнате портретную доску с подозреваемыми. Ощущая близость крысы, он делится с друзьями разной информацией: одному как бы невзначай сливает одного подозреваемого, другому другого, в надежде увидеть, какая ставка сыграет.
Тщетно; Красный Джон снова опережает его и, словно издеваясь, одним гранатным взрывом уничтожает всех подозреваемых разом. Зеро, все ставки уходят в доход казино.

Джон всегда на полшага впереди Джейна. Он всегда обладает всей информацией, которой обладает Джейн. Он всегда наносит упреждающий удар.
Кто, кроме вышеперечисленных сотрудников Бюро расследований, выпавших из числа подозреваемых, обладает всей полнотой информации? Сразу выведем за скобки всяких мутных теток - бывших любовниц Джона, лысого начальника, явно умеющего залезать Джейну в голову, и каких-то левых помощников мужского пола, которые непонятным образом забегают в запертую Джейном комнату, немедленно сканируют окружающее и сразу крадут данные с его доски. Все перечисленные лишь пудрят нам мозги.

Правильно. Это Патрик Джейн собственной персоной.

Естественно, я несколько далек от мысли, что Джейн - величайший монстр всех времен и народов, непревзойденный Штирлиц-Мориарти, способный годами морочить голову противнику в его логове. Хотя почему бы, конечно, и нет, сценарная идея тоже достаточно богатая и интересная; но скорее всего нет. Это был бы запредельно высокий пилотаж, доступный очень, очень немногим живущим (сейчас я имею в виду сценаристов), который потребовал бы неоправданно огромного количества сценарных хвостов и лютого, неоправданно скурпулезного контроля сценаристов над своим героем, все время находящимся на виду. Что называется, не построили еще таких мощных компютеров для полной эмуляции правдоподобного поведения сыщика-Джейна, который одновременно является осознанным главным маньяком.

Стоит заметить, что Джейн довольно искренее переживает за убитых Джоном жену и дочь; однако я задумчиво отметил бы, что в сериале они ни разу не показаны ни живыми, ни мертвыми (кроме того эпизода, где дочь приходит к нему в галлюцинациях, и она уже взрослая девушка - то есть фактически опять не показана реально, кроме фантазий Джейна).
И это меня как-то сразу насторожило (с) б. Владимир Березин.
Собирались ли сценаристы как-либо использовать факт нашего полного неведения о жене и дочери Джейна, в дальнейшем продемонстрировав настоящую картину убийства - бог весть; лично я бы, конечно, использовал, но тут я не сторож брату своему. Факт в том, что у Джейна прямо на наших глазах отчетливо происходит клиническое вытеснение из сознания любых сведений о жене и дочери, за исключением самого факта убийства.
И это крайне, крайне подозрительно.

Но нет, нет; запредельно высокий пилотаж двойного поведения, для внятного осуществления которого реально нужны классики драматургии. Однако создатели сериала щедро рассыпали на его полях важные подсказки того, как они слегка облегчили себе непосильную сюжетную задачу и как Патрик Джейн может быть Красным Джоном, даже сам не подозревая об этом.

Серьезное душевное заболевание Патрика, симптомов которого нам явлено более чем достаточно.

Полистав в свое время некоторое количество специальной литературы для создания интерактивного сериала о душевнобольных "Истребители кошмаров", я невольно сумел обнаружить те закономерности, которые вложили в поведение своего героя создатели сериала "Менталист", разумеется, проштудировавшие несопоставимо больший объем литературы по психиатрии. На Западе вообще подходят к этому делу гораздо серьезнее, чем у нас, вынужден признать.

Начнем с того, что Патрик Джейн - ярко выраженный невротик, то есть нормальный в принципе человек, испытывающий некоторые обратимые и излечимые легкие психологические проблемы. Еще бы ему их не испытывать, после гибели семьи-то. Однако, как известно, от невротика до психопата, то есть человека совершенно душевнобольного, не отвечающего за свои поступки, - один шаг. Поэтому невротика надо поскорее лечить. И Джейн, будучи опытным манипулятором, умело балансирует на этой грани, выступая когда надо милым невротиком, а когда надо жестоким и беспощадным психопатом.

Задержимся на уникальной способности Джейна убеждать кого угодно в чем угодно (такой же способностью Пилы манипулировать чужим стокгольмским синдромом, напомню, в совершенстве владеет Джон). Это - один из ярких признаков параноида. Параноик способен выстроить красивую и совершенно непротиворечивую теорию, которую не в силах разбить даже опытные психиатры. Только основана она будет, в отличие от теории здорового человека, на совершенно произвольном, взятом с потолка фальшивом тезисе, который параноик некритично принимает за всем очевидную аксиому. Например, о том, что все римские древности якобы были изготовлены в эпоху Возрождения на Малой Арнаутской улице, а все письменные источники того времени были соответственно переписаны, чтобы скрыть этот факт. Или о том, что в войне 1812 года применялось ядерное оружие, а все письменные источники, соответственно, опять же были переписаны, чтобы у грядущих поколений не возникло даже подозрений о таком казусе и чтобы досужие блогеры в XXI веке поломали себе головы. Не надо смеяться, я сам видел такие заявления, в Ю-тьюбе, скажем. При этом все доказательства и свидетельства подгоняются под аксиоматическую теорию: если они странны и каким-то косвенным образом могут свидетельствовать о правдивости безумной теории - прекрасно; если обычны и работают на другую, выглядящую гораздо более правдоподобной противоположную версию - значит, все письменные источники злонамеренно переписали, и в действительности всё не так, как на самом деле. Такой себе научный метод познания наоборот: сначала выдвигается теория, неважно какого правдоподобия, а потом уже под нее собираются и подгоняются доказательства.
В отличие от шизофреников, у которых заболевание со временем разрушает личность и которые понемногу перестают следить за собой и начинают материться невпопад, параноики, которые не лечат свое заболевание, могут благополучно жить с ним годами, все это время укрепляясь в своей ложной вере и сооружая все новые подпирающие ее конструкты. Яркий пример параноидальной логики - знаменитая фраза: "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно". Я сейчас не хочу обсуждать генезис сказанного, фигуру сказавшего и контекст, в котором оно было сказано, меня сейчас интересует именно фраза, которая, в отрыве от всего остального, являет собой дистиллированный пример параноидальной логики. Что называется, меня интересуют только мыши, их стоимость и где приобрести.

Хороший пример параноика в современной культуре - уже упоминавшийся Пила. Пережив серию травматических опытов, он болезненно уверовал в то, что дрянного, по его мнению, человека можно перевоспитать, поставив того в стрессовые условия реальной угрозы для жизни, которой можно избежать, лишь причинив себе увечье или нестерпимое моральное страдание. Беглого взгляда на эту теорию достаточно, чтобы понять, что она совершенно завиральна (пара спасшихся, проникшихся в результате проведенной над ними бесчеловечной экзекуции невероятной любовью к Пиле и ставших его верными помощниками и последователями - банальный стокгольмский синдром, непропорционально раздутый сценаристами).
При этом назвать Пилу маньяком в медицинском смысле нельзя. Мания у него, конечно, имеется, однако удовольствия от гибели и страданий своих конфидентов он не испытывает, как минимум внешне. Напротив, он воспринимает с неподдельным воодушевлением, если им удается продемонстрировать характер и выжить в его коварных ловушках.
Пила именно параноик - то есть душевнобольной, всецело захваченный своей завиральной теорией, внезапно вспыхнувшей у него в голове в момент сильнейшего стресса - падения его машины в пропасть. Убийство людей ради параноидальной теории совершенно необязательно, но наличие самой теории или идеи необходимо.

Фигура и поведение Патрика Джейна со всем прискорбием демонстрируют признаки паранойи. Его сверхидеи, перекликающиеся со сверхидеями других знаменитых параноиков - "Все врут" ("Доктор Хаус"), "Я способен расчехлить абсолютно любого" ("Обмани меня"), "Элементарно" ("Шерлок"), "Цель оправдывает средства" ("Во все тяжкие"), вот это постоянно бросаемое героем с мерзким смешком "Ладно" (обычно обозначающее "Черта с два") - всё указывает на вдохновенного, абсолютно уверенного в своей правоте больного боевого манипулятора. Паранойя, кстати, в отличие от шизофрении, не отменяет острого аналитического ума, который регулярно демонстрирует Джейн; практически все вышеперечисленные герои с большим трудом, но способны держать себя в руках, не переступая грани, которая превратит их в гениальных преступников. В отличие от шизофреника, который без лечения с течением времени постепенно превращается в животное, параноик вполне может быть умен и остроумен, может демонстрировать все признаки гениальности (я бы еще напомнил, что сама по себе гениальность часто идет рука об руку с душевными заболеваниями или с пограничными состояниями психики, в частности, с тем, что раньше называлось мономанией; из всех шахматных королей до Каспарова включительно, пожалуй, только Михаил Таль был относительно нормален, дальше я уже просто не отслеживал). Просто с каждым днем без лечения увеличивается возможность того, что параноик возьмет в руки ружье и пойдет в торговый центр отстреливать, допустим, замаскированных демонов, потому что созревшая безумная Идея распирает ему голову и требует какого-нибудь выхода.

Наглядными примерами параноидальных теорий являются также, к примеру, периодически вбрасываемые в социальные сети тезисы о том, что высшее образование-де миллионеру вовсе не нужно, поскольку многие из них обошлись без него, а также теория о том, что всю мировую культуру якобы создали тонко чувствующие геи.
Оба случая основаны на вкрадчивом, типично параноидальном передергивании.
В первом случае приводится короткий список действительно громких имен, обошедшихся без высшего образования, но деликатно умалчивается другой, гораздо более обширный список миллионеров и миллиардеров, высшее образование получивших, в том числе кандидаты и даже доктора наук вроде Березовского.
Во втором случае приводится небольшой список вроде бы, по некоторым сведениям, геев, в большинстве своем втащенных в тусовку за уши многие годы спустя после смерти, наподобие да Винчи и Чайковского, а также явных геев вроде Уайльда и Меркюри, которые очевидно обогатили мировую культуру, - но при этом не приводится ни список активных противников однополой содомии, включающий, к примеру, таких столпов, как Монтень, Пушкин и Дюма-отец, ни список тех великих фигур мировой культуры, которым однополая любовь была совершенно безразлична, не вызывая ни энтузиазма, ни гнева - а таких, полагаю, наберется подавляющее большинство.

Кстати, Патрик Джейн последовательно демонстрирует в своем поведении признаки как расстройства социального поведения, так и мономании, словно какой-нибудь шахматный король - скажем, сон на диване в Бюро в одежде и без постельного белья, что говорит скорее о параноидальной шизофрении, нежели о чистой паранойе; или жуткий, болезненный батхерт Патрика, когда привычный диван из помещения Бюро исчезает. Увы, это не признаки невинных чудачеств гения, это довольно грозные признаки психопатии, как, к примеру, у гениального математика Перельмана. Герои сериала "Менталист" никак не проявляют своего недовольства, но уже очень скоро отсутствие в жизни Джейна банальных бытовых удобств приведет к тому, что он превратится в бомжа с соответствующей внешностью и запахом.
Нет, при соответствующей фантазии можно вообразить, конечно, что после страшной гибели жены и дочери у героя случилось эмоциональное выгорание, что на самом-то деле он не такой, что работать сутками, питаться от случая к случаю на чужих кухнях близ мест преступлений и спать не раздеваясь на каких-то гостевых тахтах, матрасах и диванах его заставляет исключительно великая цель...
Но только клинически это больше напоминает маниакально-депрессивный психоз и прогрессирующую параноидальную шизофрению.

Разумеется, только паранойи с элементами мономании для объяснения событий, происходящих в сериале, мало. Душевное заболевание Джейна гораздо более глубоко и серьезно.
Возьму на себя смелость предположить, что первоначально сценаристы предполагали у него раздвоение личности.
Возможно и скорее всего, в зрелом возрасте Джейн получил серьезный травматический опыт, сильно усугубивший детские психические травмы и в результате разделивший его сознание надвое. Конечно, не смерть семьи от руки Джона стала причиной раздвоения Патрика Джейна; психический надлом случился несколько раньше, позволив Джейну заклеймить неизвестного ему серийного убийцу Красного Джона (как выясняется, самого себя), а самому Джону, этакому мистеру Хайду, прекрасно осведомленному о жизни Джейна - невероятно оскорбиться и уничтожить его семью.

Поиск травматического опыта в анамнезе взрослого Патрика дает только одну серьезную опцию, помимо гибели семьи: предварительную попытку "стать хорошим".
Мне представляется, что Джейн серьезно тяготился с самого детства навязанной ему отцом ролью профессионального мошенника и лжеца. Он в совершенстве изучил ремесло ярмарочного жухалы, но сам эту роль серьезно недолюбливал, что в итоге и привело к появлению Патрика Джейна - помощника полиции, распутывающего самые запутанные дела и разоблачающего самых хитроумных злодеев.

Нигде не сказано, между прочим, что именно трагедия в семье заставила его отказаться от мошеннического представления себя экстрасенсом. Это как бы подразумевается, но ни разу не было подтверждено хотя бы героем (хотя от него несчитово, он и соврет - недорого возьмет; но ХОТЯ БЫ от него). Зритель опять додумывает невысказанное за героя. Решение о прекращении мошенничества тот, похоже, принял раньше. Не любимая ли семья, тяжко переживавшая такую омерзительную нечестность, вынудила его принять подобное решение? И не в ответ ли на это моральное давление, с которым Джейн был совершенно согласен сознательно, но категорически не согласен подсознательно, и явился в мир Красный Джон, главной задачей которого было устранить с пути Джейна докучливую семью - независимо от того, что думает по этому поводу сам Патрик?..

Еще одна важная зацепка - разительное сходство имен главного маньяка и его главного антагониста. До степени полного совпадения, что называется. Распространенное женское имя Джейн служит Патрику фамилией. Но ведь Джон в данном контексте тоже выглядит фамилией! Рэд Джон - как Элтон Джон, как Патрик Джейн! Рэд здесь - имя (кстати, реально существующее в Штатах, кажется, ирландское), Джон - фамилия. Это тоже известный психологический феномен - когда люди, скрываясь под псевдонимом или другой фамилией, бессознательно подбирают их так, чтобы сохранялись прежние инициалы (хороший пример - "Средство Макропулоса" Карела Чапека, когда бессмертная актриса, каждый раз выдавая себя за новую персону, все равно подбирала имена так, чтобы ее инициалы оставались прежними - Э.М., что ее в итоге и выдало). Джейн - Джон, для опытного следователя это уже зацепка, Дж. - Дж., причем обе фамилии являются распространенными именами (это шалит подсознание, которое любит четкую структурированность и неочевидные на первый взгляд аналогии). Только Джон неосознанно выбрал себе в качестве фамилии однозначно крепкое мужское имя, ибо что-то подсказывает мне, что фамилия в виде девичьего имени в свое время доставила герою, росшему в семидесятые-восьмидесятые, много моральных проблем и стала значительным травмирующим опытом. Поэтому самостоятельная личность Джона постаралась избавиться от нее первым делом, бессознательно сохранив инициал Дж. - для собственной узнавабельности, так сказать.

Сложнее с именем. Но мне кажется, в последней серии, когда Патрик уже был бы разоблачен, сценаристы были готовы полностью совместить их инициалы. Скажем, в детстве Джейна звали не Патрик, а Рудольф какой-нибудь, после чего он сменил имя на крепкое мальчишеское и запретил обращаться к себе по-прежнему (первая попытка Джейна-Джона избавиться от ненавистного, слишком жеманного, слишком немужского имени). Но инициалы в подсознании сохранились, и Джон просто из принципа мог выбрать себе имя на Р.
Может быть, Джон стал Рэдом в результате обычной журналистской путаницы, а на самом деле он какой-нибудь Пэт (все мы помним знаменитое дело Таман Шуд, которое стало таковым только в результате ошибки журналиста - на самом деле в оригинале "Тамам Шуд".
В конце концов, что очень важно, маньяк ни разу не называет себя "Рэд Джон" - он подписывается исключительно "Джон", следовательно, его полное имя с предполагаемой фамилией - лишь журналистские выдумки. И я совсем не удивлюсь, если в финале должно было выясниться, что Джона тоже зовут Патрик. Как справедливо заметил в свое время Жан-Люк Годар, всех мальчиков зовут Патрик.

Плавает у меня в голове в связи с вышеизложенным также персонаж знаменитой книги Кена Кизи про психиатрическую лечебницу "Полет над гнездом кукушки", гениально сыгранный Джеком Николсоном в гениальном фильме Милоша Формана, совершенно заслуженно получившем кучу "Оскаров", в том числе за лучший фильм, режиссуру и главную мужскую роль. Юный Джейн, детство и отрочество которого пришлось на семидесятые-восьмидесятые, никак не мог о нем не знать.
Персонажа звали Рэндол Патрик Макмёрфи. Не отсюда ли, неосознанно и бунтарски, возник Патрик вместо условного Рудольфа? (Не Рэндол, о нет - Р в то время уже был для Рудольфа инициалом зашкваренным).
А вот Джон, от безысходности, вполне мог присвоить себе оставшееся, отвергнутое основной личностью имя. Рэндол, сокращенно Рэд. Вона как оно всё складывается-то.

(продолжение следует)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments