Василий Мидянин (midianin) wrote,
Василий Мидянин
midianin

Categories:

А сейчас я буду долго и со вкусом вещать. Часть 2.



Что ж, давайте теперь рассмотрим основные причины клинического раздвоения личности. Вторая (и последующие, если не хватает второй) личности всегда возникают как попытки основного эго избавиться от воспоминаний о травматическом опыте, переложить свои травмиирующие поступки на плечи неких других личностей (классика детского "Это был не я! это был Боря!", хотя никакого Бори не существует в природе - это первый шаг по пути создания альтернативной личности, чаще всего навсегда остаюшийся в детстве вместе с другими аномальными экспериментами, и слава богу).
Давайте смотреть.
Психологическое насилие в детстве. Определенно, в полный рост: хоть Джейну это и не казалось насилием, но это именно оно и есть, успешная попытка привить маленькому Патрику некие циничные жизненные принципы пройдохи, которым изо всех сил подсознательно сопротивлялась его первичная личность.
Сильный стресс. Определенно: подготовка к похоронам прежнего Джейна-мошенника не могла не вызвать стрессовой ситуации.
Потеря близких... Гм. Авансом?..

Мог ли Джон знать о том, что произойдет? Вполне; одна или несколько из альтерличностей может быть полноценно осведомлена о других личностях и наблюдать за их деятельностью даже в то время, когда контроль над телом осуществляют другие. Кроме того, все альтерличности неизбежно происходят из одного источника; если бы Джейн подсознательно не желал избавиться от жены и дочери, ему не пришлось бы бессознательно раскалывать свое сознание, чтобы поручить это грязное дело менее щепитильным личностям. Возможно, утомительные родные надоели ему, возможно, у него были с ними серьезные конфликты - увы, у нас слишком мало материала для клинического эпикриза, который сценаристы явно собирались вывалить на зрителя в последней серии, сделав несколько ярких и многозначительных картин из прошлого Джейна. Это опять-таки к весьма подозрительному вопросу о том, что мы не просто ничего не знаем о жене и дочери Патрика, но даже ни разу их не видели. Мы отнюдь не знаем, чем они так подсознательно раздражали Джейна, чтобы на свет явился Джон. Но их полное отсутствие в пространстве сериала - уже хороший маркер. Патрик просто боится вспоминать о них. И это,как сказал классик, подозрительнее всего.

Альтернативная личность помогает индивидууму надежно заблокировать негативный опыт - или переложить на чужие плечи поступки, которые он никогда в жизни не позволил бы себе сделать сам, но которых настырно требует его осатаневшее Оно.
Фактически попытавшийся стать хорошим Патрик Джейн, который похоронил свою альтерличность, злобного плута и насмешника Джона - это фабула романа Стивена Кинга "Темная половина" (это также к вопросу о том, что создать абсолютно оригинальное произведение в наши дни абсолютно бесперспективно, и создающему популярный контент поневоле приходится становиться на плечи былых титанов, чтобы достичь новых вершин успеха; подобным образом создавались практически все коммерческие исполины последнего полувека - от "Звездных войн" до "Терминатора").

Еще один важный признак безумия Патрика Джейна: он видит галлюцинации. В одной из серий его пытаются утопить, и пребывающий в состоянии грогги Джейн общается со своей подросшей за минувшие годы дочерью, убитой Джоном много лет назад. Возможно, это от моей низкой эрудиции, возможно, подобные случаи действительно существуют, - но я о подобном слышу в первый раз. Галлюцинации после длительной асфиксии?! Не, не слышал. Знаю про усиление оргазма на мучительной задержке дыхания, из-за чего некоторые, вроде актера Дэвида Кэрредайна, в поисках острых ощущений неосторожно лишают себя жизни, пытаясь при мастурбации временно вешаться или перетягивать себе горло веревкой. Про галлюцинации при асфиксии - не, не слышал.
А вот галлюцинации душевнобольного человека после внезапно перенесенного интенсивного травмирующего опыта, которым вполне может быть нападение с утоплением - это сколько угодно.

В конце концов, обратимся к амбициям создателей сериала, главным образом продюсеров. История с раздвоением личности Джейна, как она в принципе подана в сериале, прекрасно укладывается в пять сезонов: она имеет логическое начало, логическое развитие и логичный финал. Пять - вообще магическое число для телевидения: всякий сериал, которому предполагается долгая жизнь, изначально рассчитывается на пять сезонов (больше самонадеянно, меньше не имеет смысла), а дальше типа поглядим - либо, при коммерческом неуспехе, свернем раньше, упихнув побольше событий в предыдущие сезоны, либо, в случае успеха, размажем то же самое еще на пару сезонов. Насколько я понимаю, одним из первых такую блуждающую схему поломал "Побег из тюрьмы", четко рассчитанный ровно на пять сезонов, вышедший ровно пятью сезонами и в финале для верности безжалостно прикончивший главного героя, дабы не возникло соблазна продолжить, хотя сериал в то время был на коммерческом пике. Сейчас, спустя десять с лишним лет после окончания пятого сезона, когда всех злых и одного хорошего укокошили, деньги все же возобладали и канал-мейджор объявил о том, что будет шестой сезон. Но не надо быть профессиональным предсказателем, дабы уверенно предречь шестому сезону лютый провал.

"Менталист" был запущен в то время, когда "Побег из тюрьмы" еще не закончился. Однако и "Лост", и "Побег" уже клонились к закату, перспективы обоих были вполне очевидны. Передовые идеи тогда определенно витали в воздухе, и несомненный успех первых сезонов "Побега" с четким пониманием того, что этот сериал крут в первую очередь потому, что конечен, побудил создателей "Менталиста" к аналогичному трюку. Я напомню еще, что "Побег из тюрьмы" запустился на волне популярности "Остаться в живых" ("Lost"), который изначально был продуман лишь на сезон вперед - типа снимем богатую пенку и быстро закроемся. Со временем он стал гиперпопулярным благодаря неимоверным сценарным и актерским подвигам, но к моменту запуска "Побега из тюрьмы" уже стало ясно, что "Лост" запутался в собственных ногах, что ему приходится прикладывать несоразмерные материалу титанические усилия, чтобы двигаться вперед и старательно, но нелепо объяснять те моменты, которые вначале объяснять не планировалось вовсе, скажем, черный дым или полярных медведей. Глядя на всё это безобразие, продюсеры "Побега" определенно укрепились во мнении, что сериал должен быть четко продуман и объяснен на определенное количество сезонов вперед, а потом красиво закончен, потому что иначе начинаются мучительно стыдные разброд и шатания, как в "Лосте". "Лост", кстати, при всех своих ужимках пережил изначально конечный "Побег" ровно на один сезон, причем в неимоверных сценарных муках. То есть конечность сериала при прочих равных условиях определенно выигрывала у бесконечности.

Но: в процессе внезапно оказалось, что "Менталист" популярнее "Побега". И, когда все EMI за первые сезоны были собраны, продюсерам "Менталиста" ударили в голову шальные деньги. Они рассудили обычным образом: "Зачем я, корова, тебя продаю?!" Я их вполне понимаю, конечно, денег много не бывает, и осуждать отнюдь не берусь. Но тенденция налицо.
Кроме того, главный герой в исполнении Саймона Бейкера вышел столь милым, душевным и обаятельным, что у продюсеров возникла опасная иллюзия, будто сериал можно длить и длить бесконечно только на одной его харизме.
В истории уже бывали случаи, когда неудержимое обаяние актера перебарывало антиобаяние героя: скажем, если подойти непредвзято, то Глеб Жеглов из "Места встречи изменить нельзя" - герой скорее отрицательный и мерзковатый. И именно так все и было бы, если бы за роль не взялся Высоцкий.

Итак, "Менталист" вышел, Патрик Джейн своим обаянием рвет все рейтинги и церемонии EMI. Уже вскоре продюсеры, судя по всему, начали серьезно задумываться о том, что поторопились резать курицу, несущую золотые яйца. Некоторое время всё идет по заранее рассчитанному плану, Джейн последовательно движется к саморазрушению и страшному разоблачению, задуманному к финалу сакрального пятого сезона, - но создателям сериала уже ясно, что, во-первых, они своими руками уничтожают денежную франшизу, и во-вторых, что публика, положительно влюбленная в Джейна, такого жуткого предательства ни за что им не простит, а это неизбежно крайне негативно в коммерческом смысле скажется на грядущих работах членов команды, участвовавших в создании "Менталиста". Простая публика и в дальнейшем будет подсознательно ждать от них очередной аналогичной подляны.

И продюсеры (не сомневаюсь, плача кровавыми слезами) заставили сценаристов отступить от первоначального замысла.

Долгое время-то в сериале всё благополучно укладывается в рамки основной идеи. То есть идея была продумана глубоко вперед и все сценарии уже были написаны. История с псевдоДжоном, которого публично убивает Джейн в кафе, истории с помощниками Джона, регулярно попадающими в руки Калифорнийского отдела расследований, вполне ложатся в версию "Джон - это Джейн". Зная о его необыкновенном даре убеждения, легко допустить, что никто из них "не узнавал" его, хотя до этого имел с ними долгие личные отношения, а с некоторыми даже интимные контакты, по одной простой причине: он заранее, еще на воле предупреждал их, чтобы они ни в коем случае его не узнавали. Видимо, будучи Джоном, Джейн предлагал им очередное психологическое испытание в духе Пилы: типа при встрече я буду делать вид, что не знаю тебя, а ты делай вид, что не знаешь меня, и в итоге мы разыграем прекрасный психологический этюд, в результате которого натянем нос полиции. Таким образом, Джейн для них был как бы незнакомцем, а вот гуру Джон всех их прекрасно знал и мог активировать в любой момент. Идиоты-ученики погибали один за другим от рук то Джона, то Джейна, так и не успев раскрыть своей тайны. Особенно интересна в данном отношении, конечно, бывшая любовница Джона, которую на экране просто распирает от желания расхохотаться Джейну в лицо, но она дисциплинированно, согласно клятвенного обещания Джону, хранит покерфейс (прекрасная актерская игра).

Многие читающие данный текст уже наверняка давно возмутились, что душевнобольной следователь, по совместительству являющийся убийцей - идея вовсе не оригинальная, что ее запустила еще Агата Кристи, начиная от "Мышеловки" и до "Десяти негритят" включительно, что сам себя преследовал еше Гарри Ангел в "Сердце Ангела", периодически совершая в забытьи страшные убийства, что ди Каприо в "Острове проклятых" Скорсезе занимается примерно тем же самым, за исключение страшных убийств, что в одном недавнем триллере, забыл название за прискорбной незначительностью картины, убийцу ищут в своем коллективе десять человек, которые в итоге оказываются десятью альтернативными личностями одного и того же душевнобольного...
На это решительно возражу: даже в таком малооригинальном виде первоначальная задумка гораздо, гораздо лучше того, чем сериал в итоге закончился.
Напомню, что сериальщики вообще не гонятся за острой оригинальностью. Массовые телезрители очень любят узнавать - но не что-то новое, которое их в основном пугает, а на уровне: "А, узнаю-узнаю! я про что-то такое уже читал в Интернете!" Для того, чтобы иметь масовую популярность, как уже было сказано, современный развлекательный контент должен твердо стоять на плечах предыдущих успешных титанов, чтобы массовый зритель это "узнавал-узнавал", чтобы он про это уже что-то где-то слышал.

Впрочем, по большому счету дело может быть даже не в узнавабельности. Стремившиеся к лютой оригинальности создатели сериала могли просто не планировать ограничиваться таким довольно банальным на современном этапе финалом. Возможно, они как раз собирались сделать мощный хайп на финальном катарсисе и невероятных моральных муках главного героя, который несомненно, в соответствии с масштабом своей личности, неизбежно должен был в финале разоблачить себя сам. Не думаю, чтобы он после этого покончил жизнь самоубийством; это мелко, Хоботов. Скорее он сам сдался бы Бюро. В дальнейшем из него получился бы прекрасный доктор Лектер, и Лисбон могла бы обращаться из-за решетки к его темной стороне - Джону, чтобы тот помогал разоблачать аналогичных монстров. Не стану заглядывать так далеко, свечку не держал, но, на мой взгляд, такое могло бы несколько продлить дни агонизирующго сериала.

Вы спрашиваете, за что замечательному Патрику Джейну такие нестерпимые муки? Смотрите сериал с самого начала. В начале шоу, в пилотной серии, довольно отчетливо видно, что создатели отнюдь не планируют делать из героя плюшевого мишку, как случилось в дальнейших сезонах. Он сразу показан как жесткий и жестокий манипулятор, абсолютный циник, для которого нет ничего святого. Страшная гибель семьи в данном случае - не индульгенция для героя на абсолютно любые преступные действия, как в дальнейшем, а страшный факт из жизни сильной личности, мощнейший травмирующий опыт, как в случае Пилы, - только у Пилы такой опыт породил и укрепил завиральную теорию, а Патрика Джейна превратил в психопата, одержимого лишь жаждой мести, неважно какой ценой.

Создатели сериала "Менталист" не раз весьма эффективно пользуются в отношении зрителей тем самым вкрадчивым манипулированием, мастерское владение которым приписывают Патрику Джейну. Когда мы узнаем о его трагедии, всякий зритель содрогается, автоматически примерив ее на себя, и невольно проникается симпатией к Джейну. Но где доказательства, что история его борьбы с Красным Джоном, ставшая для Джейна идефиксом, на самом деле является жгучим желанием отомстить за горячо любимую семью, а не является дымовой завесой, за которой - жгучее желание одного маньяка отомстить другому за испорченные игрушки? Мы знаем обо всем исключительно со слов Патрика, а он - мастер обманывать окружающих и убеждать их в своей благой сущности, способный даже слезу пустить, если необходимо. Увы, доверия к нему нет никакого, особенно в таких материях. У него нет даже внешних проявлений человечности, как у той же Лисбон, ван Пелт, да хотя бы у Чё, чтобы невзначай убедить нас в глубине и неподдельности его чувств.
В итоге зрители сами всё домысливают за Патрика - скажем, то, что он несомненно наш, потому что потерял семью. Хоть это и не аксиома, увы.
И это отнюдь не просчет умных сценаристов. Судя по всему, это хорошо продуманная политика. Патрик Джейн - великий сыщик, но в конечном итоге его не должно быть жалко, вот что.

В начале сериала, еще до того, как мы узнаем о трагедии Джейна, нам в его лице демонстрируют, во-первых, холодную и довольно враждебную всему человеческому логическую машину вроде Холмса в начале сериала "Шерлок", а во-вторых, мерзкого плута и манипулятора, который совершенно не задумывается о чувствах сталкивающихся с ним людей, предельного циника, способного публично глумиться над самым святым, что у людей есть - над их интимными чувствами ("Соглашайтесь". - "На что?!" - "Вечером Ригсби пригласит вас в свой номер. Соглашайтесь, он лучший любовник в Бюро"), над религиозными взглядами ("Я все же надеюсь, что вечная жизнь существует". - "Я все же надеюсь, что это не так"), над семейными узами, над всем тем вздором, о котором Ремарк говорил, что человек жив именно им, а не черствым хлебом фактов. Это нас так пытаются уверить в прекрасной человеческой сущности Джейна?! Поначалу это очень плохо получается.

Ван Пелт, кстати, уже готовая было уступить ухаживаниям Ригсби, в итоге после циничных слов Джейна так и не решается ответить взаимностью своему напарнику, которому искренне симпатизирует и которому в дальнейшем станет прекрасной супругой, на предложение провести ночь в его номере. Почему? Вот именно. Потому что Джейн публично надругался над ее чувствами и попытался ею манипулировать, а ей такого счастья не надо. Если она согласится на секс с Ригсби, это будет победа циника Джейна - даже если об этом буду знать только она и Ригсби. Впрочем, Джейн наверняка найдет способ об этом узнать.

Вот только и ее отказ от секса с Ригсби - это тоже победа Джейна, увы. Классическая вилка. В любом случае он может рисовать себе звездочку на фюзеляже: взбалмошная девка отказалась идти в номер к Ригсби (хотя ей очень хотелось) только потому, что Джейн цинично сказал во всеуслышанье, что тот лучший любовник в Бюро. Один - ноль.
Вы все еще считаете, что Патрик положительный герой? Мне вот невольно вспоминается Высоцкий и его Жеглов.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments