Василий Мидянин (midianin) wrote,
Василий Мидянин
midianin

Categories:

А сейчас я буду долго и со вкусом вещать. Часть 3.



Джейн далеко не сразу стал леденцовым петушком, о нет. Его образ в начале сериала разительно отличается от образа в конце сериала. В конце он готов пожертвовать жизнью ради друзей. В начале он готов пожертвовать жизнью исключительно ради красивой игры своего ума, как тот граф Калиостро в исполнении Мгалоблишвили. Вспомнимте его первое появление: холодный, мерзковатый сноб и шулер, который вначале крадет карточку у полицейского, проникает с ней на кухню убитой девушки и первым делом сооружает себе бутерброд из чужого холодильника. Он улыбается только для того, чтобы произвести впечатление на жертву своей наблюдательности.
Затем он всего за пару минут убеждает безутешную мать, потерявшую дочь, убить до кучи еще и собственного мужа - лишь на основании неких смутных догадок, что там не всё чисто, а отец девушки, если бы был невиновным, в ответ на голословные обвинения Джейна непременно двинул бы ему в морду! А он не двинул, представляете?! Простите, но такие супервеские доводы убеждают только экзальтированных дамочек в депрессии или среднего зрителя телесериала. Вот вам весь Патрик Джейн как на ладони, как облупленный - и всего за десять стартовых минут.
Вот я бы на месте папы не двинул бы, честно скажу. Слишком много чести - двигать в морду всякого бесноватого, который попадается тебе на дороге и обвиняет незнамо в чем. Вокруг нас слишком много бесноватых.

Хорошо; то есть Патрик уничтожил главного подозреваемого и окончательно разрушил жизнь матери, и без того уже непоправимо искалеченную гибелью дочери (если вы думате, что ее потом поблагодарят за самоуправное убийство и отпустят с миром, то вы знаете о западном уголовном кодексе куда больше, чем я). Зло категорически наказано. А вот тот парень, которого невинно арестовали за убийство девушки - его теперь по какому поводу отпустят? Где четкий подозреваемый, о вине которого известно кому-либо, кроме Джейна и убийцы, которая отнюдь не будет для суда надежным свидетелем, как, собственно, и Джейн, коего многие годы гоняют из судов именно за попытки манипуляции присяжными? Допустим, потом нашли дневник девушки, в котором она якобы признается в интимной близости с отцом, за что он вполне мог ее убить и понес заслуженное наказание. А где реальные доказательства того, что именно он ее убил? Кроме, конечно, железной убежденности Джейна, которую совершенно справедливо отказываются принимать в суде. А кто будет свидетельствовать насчет невиновности арестованного парня или, как уже было сказано, представит реальные улики, обличающие другого? Его, как в кино, выпустят прямо из автозака? Но с какой стати, если Джейн ничего не предоставил? Следователь, который арестовал парня, продолжит копать в этом направлении, и значит, парню сидеть еще долго.

Тем более что, как продемонстрировал сам Джейн в той же серии, чужой дневник вполне реально фальсифицировать.

Это так ведет себя положительный герой? Нет, так ведет себя холодный безжалостный монстр, пытающийся разоблачить другого аналогичного монстра и упивающийся своей властью.

Джон, кстати, в конце первого или второго, кажется, сезона показательно и очень больно потыкал Джейна мордочкой в его безграничную уверенность, прислав в кафе вместо себя статиста, а потом убедив Джейна, что это именно Джон, и вынудив нашего Патрика убить его. Ах, как же он небось при этом смеялся.

А раз Джейн непростительно ошибся один раз, то где гарантия, что он не ошибся серьезно где-нибудь в другой раз, что он не обсдался по полной программе со своей абсолютной уверенностью в порочности одной из своих жертв? Тут очень кстати вспомнить рассказ Акутагавы "В чаще", более известный публике по своей куросавовской экранизации под названием "Расемон": где картины происшествия, выданные убитым самураем, его женой и разбойником кардинально отличаются друг от друга, и только замечания в посторонней беседе незаинтересованного крестьянина позволяют нам восстановить реальную картину (хотя на самом деле я и здесь не обольщался бы особо; эта история вполне может иметь еще один слой).

На самом деле Джейну глубоко плевать, что будет с участвующими в деле людьми: погибнет ли подозреваемый (даже не обвиняемый, замечу на полях), сгниют ли в тюрьме мать девушки и невинный парень - Патрик уже нарисовал себе очередную звездочку на фюзеляже, он уже раскрыл очередное сложное дело, а на последствия ему насрать.

Напомню также, что Джейн недолго переживал и собственноручное убийство невинного человека. Ну, завалил еще одного помощника Джона, какая разница?! Ему даже в голову не приходит, что это может быть совсем посторонний человек, допустим, актер, которого наняли разыграть приятеля.

Неудивительно, что в финале Патрик Джейн, этот подонок с рыбьей кровью, должен был быть серьезно наказан - после того, как неукоснительно найдет монстра, уничтожившего его семью. И совершенно неудивительно, что на роль этого беспощадного монстра планировался он сам. Как в финале "Сердца Ангела": кто бы мог подумать, что этот чертов мозгляк способен на такой ужас! Большинство зрителей сочли бы такой исход справедливым и аплодировали бы ему, пережив мощный древнегреческий катарсис.

Джона и Джейна роднит также то, что оба активно пользуются специфическими иллюзионистскими методами отвлечения внимани, позволяющими одному совершать гениальные преступления, а другому - гениально их раскрывать. Оба феноменальные мастера наблюдательности, придающие важное значение внешним деталям (собственно, именно это позволило Джейну утверждать в первой серии, что убийство лишь замаскировано под дело рук Красного Джона - тот-де ни за что не оставил бы свой знак случайным образом на случайной поверхности). Оба - невероятные любители театральных эффектов. Оба опытнейшие махинаторы и манипуляторы. Оба имеют сильнейшее влияние на людей и способны за пять минут убедить кого угодно в чем угодно. Продолжать?
Что ж, если до сих пор недостаточно, давайте быстренько пробежимся по признакам клинического психопата и сравним их с поведением Патрика Джейна в начале сериала, когда все еще развивалось именно так, как задумали сценаристы. Итак:

Бессердечие по оношению к окружающим. О, да. В полный рост. Более бессердечного поведения еще поискать.

Сниженная способность к сопереживанию. О, да. Бесстыдный бутерброд на кухне убитой девушки. В полный рост. Какое-либо значение для Джейна имеет только его личная трагедия, остальное абсолютно факультативно.

Неспособность к искреннему раскаянию в причинении вреда другим людям. О, да. Он просто не понимает, чего от него хотят после убийства псевдоДжона. Этот человек выдавал себя за Джона, вы понимаете?! Он вполне заслуживал жестокой публичной смерти! В полный рост.

Лживость. О, да. Патрик Джейн мог быть Отцом Лжи, если бы данный титул уже не был занят другой выдуманной сущностью. Он лжет как дышит - вдохновенно и умело. Лжет мгновенно и убедительно, как научили.

Эгоцентричность. О, да. Значение имеет, как уже было сказано, только Патрик Джейн, его трагедия и его игра ума, все остальное - от лукавого.

Поверхностность эмоциональных реакций. О, да. В самые острые моменты Джейн реагирует не как обычный человек, а как надмирный ум и гениальный манипулятор, всякая реакция которого обусловлена возможностью повлиять ею на другого человека. Легкая улыбка и усталая жестикуляция Джеймса Бонда в перерыве между заданиями.

Психологическая манипулятивность. Да, да!!!

Расторможенность. Вне всяких сомнений. Очень расторможенный и раскомплексованный человек.

Смелость. Безусловно. Джейн совершенно безоглядно, безо всякой подстраховки, идет на дуло пистолета. Ему все равно, попадут в него или нет. У него душа болит типа.

Подлость. О, да. Большинство манипулятивных приемов Джейна не работает без определенной доли подлости по отношению к манипулируемому, большей или меньшей. Чаще, конечно, большей, ибо без значительной доли подлости в отношении манипулируемого обычно трудно заставить того причинить вред самому себе.

Кто скажет, что перед нами не подробный и точный психологический портрет Патрика Джейна в полный рост, пусть первым бросит в меня камень!

И еще один четкий маркер, сразу демонстрирующий, что изначально Патрика отнюдь не щадят и щадить не собираются. Дома он спит под знаком Красного Джона, нарисованным на стене.

С одной стороны, Патрика нам вроде бы серьезно и демонстративно подставляют в качестве главного подозреваемого, что якобы сразу должно отвратить симпатии зрителя от такого человека. Ага, держи карман шире. Большинство зрителей лениво и нелюбопытно, а следовательно, прекрасный материал для иллюзионистской манипуляции. Они покорно смотрят только туда, куда велел манипулятор, и тут же забывают любые тревожные сигналы. На самом деле размашистое, с первой же серии внедренное в массы подозрение насчет Джейна - это мощный иллюзионный прием для отвлечения внимания публики. Я даже не уверен, видит ли он сам этот символ, нанесенный второй половиной его расщепленного сознания. Но нам его показали, и этот маркер, о котором больше в сериале не упоминается, мы запомнили.

Коварный способ инверсии, применный создателями сериала, - довольно известный прием, использованный, скажем, Ю Несбё в романе "Тараканы": для читателя порой закидывается серьезный подозреваемый, который потом как бы оказывается ложным (четкое алиби, четкие улики за его невиновность, и т.д.), в результате чего читатель/зритель полностью сбрасывает его со счетов. И совершенно напрасно, между прочим, потому что он и есть убийца, просто алиби у него фейковое. В дальнейшем Несбё довел этот прием до полного совершенства и логического завершения в романе "Призрак" той же франшизы про Харри Холе, где он за последние сорок страниц пять раз убедительно поменял подозреваемого и все-таки остановился на том, которого сам Холе решительно отбросил в самом начале, завершив тем самым алгебраический цикл.

Так вот: подстава нам Джейна в качестве основного подозреваемого в первой же серии - отличный пример такой инверсии. Создателям сериала даже не пришлось самим ничего объяснять: зрители сами объяснили себе знак Джона над постелью Джейна тем, что последний-де не хочет ничего забывать. Всё; в соответствии с феноменом массового восприятия, для зрителя после такого жидковатого самообъяснения герой тут же выпал из числа подозреваемых и стал единственным персонажем сериала, в отношении которого в дальнейшем никаких подозрений нет, как в отношении жены Цезаря. А почему это вдруг?
В общем, все указывает на то, что первоначальная задумка была гораздо ближе к "Декстеру", нежели к тому, что получилось в итоге: то есть циничный сыщик-маньяк, противостоящий другим монстрам и одному большому страшному маньяку, планировался вместо сусального сыщика, раскрывающего убийство своей семьи и собственными руками душащего оборзевшего доктора Мориарти, довольно вялого, анемичного и не вполне понимающего, что именно ему следует играть.

Но - свершилось чудо! Неудержимое обаяние образа, покоящееся на неудержимом обаянии актера Саймона Бейкера (он потом еще в рекламе французских духов снимался на своем нечеловеческом обаянии, дай бог ему здоровьичка и невесту пригожую), безумная любовь к Джейну зрителей и функционеров EMI постепенно превратили его из мыслящей машины с дурным характером в леденцового петушка. Возьму на себя смелость предположить, что именно этот образ лег в основу "Шерлока" Камбербэтча, имевшего совсем уж запредельную популярность. Как заметил в свое время один умный человек, имея в виду вестерны, травоядные предпочитают смотреть на хищников; в наше время, учитывая зашкаливающую популярность "Доктора Хауса", "Шерлока", "Элементарно" и "Во все тяжкие", нормальные и пограничные предпочитают смотреть на употребляющих тяжелые вещества фриков (со всеми побочными эффектами) и психопатов, изредка маскирующихся под невротиков.

В свете вышеизложенного полагаю, что создатели "Менталиста" решительно похерили первоначальный замысел, поддавшись трубному зову златого тельца, и я не могу их за это осуждать - сам такой же. Но обрубленные хвосты первоначального замысла грубо торчат из этого сериала во все стороны примерно так же, как куски чужих сакральных текстов точат из Библии, и в обоих названных случаях не так уже сложно при желании докопаться до сути.

Всем счастья в новом году.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments