Василий Мидянин (midianin) wrote,
Василий Мидянин
midianin

Category:

Десятый негритенок посмотрел устало (О фильме «Девятая», 2019).



Сразу признаем очевидное: во-первых, это красиво. Делать красивое кино, на уровне «Видока» Питофа или «Холмса» Гая Ричи, или даже музыкальных видеоклипов, наши уже давным-давно научились. В общем-то, довольно проблематично взять и не снять красивое кино в центре Санкт-Петербурга, в котором многое сохранилось от XIX века, когда город был имперской столицей. Местами можно даже не особо закрашивать автомобили и прочую современность – Питер и без того в достаточной степени нелюдим, угрюм и адски красив.
Какое-то время мне казалось, что и криминальная драма под стать видам выстраивается неплохая. И даже словно выдуманный для франшизы Индианы Джонса сказочный зачин про некий египетский город, две тысяч лет простоявший без особых разрушений и практически не занесенный песком – ну, ОК, принимается, что ж делать. Ибо это скорее отражение не реальности, а невероятных представлений того времени о магии и таинственном, не более чем полудетская иллюстрация в книге, которую читает героиня.
Увы, далее следует неизбежная серия жутких преступлений в духе Джека Потрошителя, которых в истории реального Санкт-Петербурга, конечно, никогда не было. В общем-то, и весь Питер в фильме – фактурное и хорошо снятое обрамление для последующего комикса. Создатели ленты даже и не пытаются скрывать, что это лютый, имеющий довольно опосредованное отношение к действительности комикс, иллюстрируя наиболее важные моменты эффектными современными картинками. Понятно, что источником вдохновения отечественных кинематографистов послужил сериал «Улица Потрошителя» примерно о том же самом, из которого словно бы взяты система персонажей и улицы имперской столицы XIX века, поражающие своими контрастами, – а комиксовая мистическая составляющая позаимствована из фильма Питофа. У нас-то, правда, почище будет, чем в Лондоне и Париже того времени – все-таки патриоты делали…
Главная героиня, англичанка Оливия Рид – то ли шарлатанка, то ли реально ясновидящая, но предпочитающая косить под шарлатанку, потому что так больше платят. У Оливии (прибывшей в Санкт-Петербург, чтобы освобождать местных обывателей от лишних денег, кои жгут им карманы), похищают некую магическую книгу, то есть относятся к ней со всей серьезностью, после чего начинается серия жестоких убийств – жертвы, в соответствии с заветами Потрошителя, выпотрошены и местами зашиты, а порой в их тела вложены предметы с мистическими символами. Естественно, у ведущего это дело следователя Ростова фигура мисс Рид вызывает в связи со всем этим живейший интерес.
Коммерческий потенциал таких историй поняли еще создатели фильма «18-14», щедро развернувшие ряд кровавых преступлений на фоне быта юного Пушкина, обучавшегося в то время в Царскосельском лицее. Тогда же стоило понять, впрочем, что в нашем кино красивая дореволюционная ностальгия особым спросом не пользуется, что «Движение вверх», случившееся на памяти еще живого поколения, для большинства населения гораздо ближе и интереснее. Но всегда находится достаточное количество желающих посоревноваться в тиражах с Акуниным, который, по-моему, уже достаточно плотно закрыл нишу.
Дмитрий Лысенков, сыгравший помощника следователя, весьма внятен – этакий не верящий в призраков гиперактивный Ватсон с разящими кулаками, всегда заряженным пистолетом и крысиной мордочкой инспектора Лестрейда, приземленный полицейский чиновник, способный холодной силой своего скептицизма остановить любое инфернальное чудовище – а для всех остальных есть кулаки и пистолет. А вот про исполнившего главную роль Евгения Цыганова, похожего на молодого Сергея Чонишвили, такого, к сожалению, не скажешь. Импозантный и эффектный герой-любовник, которому бы Эраста Фандорина играть, в данном кино он именно его и играет. Но, как уже было сказано, ниша уже плотно занята, поэтому данный герой обречен на сравнение с образами Бероева, Меньшикова и прочих исполнителей образа великого сыщика. И Цыганов здесь лучшим, к сожалению, не будет.
Некоторое время за происходящим следить интересно, даже несмотря на определенную вторичность этого самого происходящего. Однако подозревать нам совсем некого, ибо кроме троих главных героев и неведомого маньяка, действующих лиц в фильме практически нет. Неплохая в целом интрига внезапно обостряется до крайней степени, когда вдруг становится непонятно, кто же рассказывает нам историю – помощник дознавателя или человек, приближенный к маньяку, а то и сам маньяк. Но создатели фильма так и не сумели в полной мере воспользоваться невзначай открывшимися при этом широчайшими возможностями, хотя попытка была хорошая.
А в финале открывшиеся возможности вообще слили в унитаз. К сожалению, финал убивает всё показанное предыдущее – примерно как в «Менталисте», когда герой добирается наконец до Красного Джона, ни умом, ни способностями, ни масштабом личности никак не годящегося на роль того гения-маньяка, образ которого нам рисуют пять сезонов подряд. Увидев маньяка, бесстрашный Ганин, как нам показывают, оцепенел от ужаса настолько, что не сумел пустить в ход ни кулаки, ни пистолет и безропотно позволил принести себя в жертву, хотя он только что на равных сражался с большим и свирепым кучером?! Тешу себя надеждой, что либо я что-то упустил, либо при окончательном монтаже из фильма выбросили некие важные эпизоды. И последующие слова рассказчика о том, что мужская физиология настолько отличается от женской, что человек, убивавший только женщин, даже неспособен сходу поразить жизненно важный орган мужчины – это ведь молниеносный фейспалм.
С жертвоприношениями вообще не очень понятно. Вроде бы трупов только что было пять. Ну, в процессе активного расследования убили еще человека-другого, причем в зачет они явно не идут. Но откуда вдруг девятая?! То, что в замысле маньяка девятой предполагается экстрасенс Оливия, нам очевидно сразу, а если кому не очевидно после названия, то ему еще раз скажут об этом прямым текстом примерно в середине фильма. Но я по-прежнему тешу себя надеждой, что ближе к финалу слишком увлекся попкорном, чтобы верно подсчитывать жертвы.
Британских граждан, участвующих в фильме, играют британские же актеры – Дэйзи Хэд и Джонатан Солвей. Такой подход к аутентичности изображаемого можно только приветствовать, однако выглядит это скорее китайской традицией, в соответствии с которой всяких сомнительных скользких типчиков непременно играют европеоиды – ну, или китайцы, но непременно уроженцы Гонконга. Максимум Макао.
Среди сценаристов замечены совершенно неизбежные в последнее время для отечественного кино голливудские сценаристы Марина и Сергей Дяченко, а также актер и сценарист Майкл Куписк, что как бы демонстрирует, что фильм изначально готовился для иностранного проката. Не знаю; у нас он ничего особенного не продемонстрировал. То, что лента торжественно провалится в нашем прокате, стало ясно в первый же день, когда я смотрел данное кино в пустом зале, в компании еще двух таких же калек умственного труда; но я хотя бы считал своим моральным долгом кино обозреть, а эти-то?.. Количество сеансов в день также не способствовало оптимизму.
Не сомневаюсь, что этот фильм станет международным культом любителей кино плана «Улица Потрошителя», когда его выложат на торренты. Но какой величины будет культ, мне пока неведомо; может, что и совсем крошечный. А желающих посмотреть его за деньги в кинотеатре, боюсь, окажется слишком немного.
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments