Василий Мидянин (midianin) wrote,
Василий Мидянин
midianin

Category:

Чуи, мы дома (О фильме "Скайуокер. Восход", 2019).



Тут:

https://fitzroymag.com/cultura/chui-my-doma/?fbclid=IwAR1SYRiUzkli2OVTWgctPiz_N33qEz_jz3vZFcvs0b8yz6wSaDvOUVoKfa4

Здесь авторский текст:

Чуи, мы дома (О фильме «Звездные войны: Скайуокер. Восход», 2019).

Эту фразу произнес Хан Соло в начале третьей трилогии «Звездных войн», когда после солидного перерыва в сопровождении верного Чубакки влез в нутро «Тысячелетнего Сокола».
Диснеевские сценаристы определенно пытались снабдить фанатскую армию киносериала, приносящую несметные прибыли владельцу брэнда, новым лаконичным и ёмким девизом, типа «Да пребудет с тобой Сила». Вот только первый фильм очередной трилогии напоминал что угодно, но только не возвращение домой – с пубертатной истеричкой в роли Дарта Вейдера (причем сам-то Адам Драйвер – актер более чем неплохой, просто отнюдь не замена грозному дедушке Кайло Рена), с круглолицым чернокожим в качестве главного хорошего, боевой девочкой-мусорщицей в роли Люка Скайуокера и новой Звездой Смерти, которая в принципе не делает ничего такого, чего не делала бы старая, просто она еще смертоноснее и еще звездистее.
Девятый фильм еще до премьеры был объявлен завершением саги. Впрочем, такое декларировали и о «Возвращении джедая». Хуже того, Джордж Лукас мечтал уложить сагу о Скайуокерах в четыре трилогии, а «Дисней» вообще не привык бросать франшизы, приносящие хорошую прибыль. Так что не исключено, что через пару лет мы обретем начало новой трилогии, на манер анимационного «Аватара».
Единственно кого из героев жалко было терять – это предприимчивого взломщика, образ которого воплотил в восьмом фильме Бенисио дель Торо, прекрасная замена почившему Хану Соло. Получился этакий парафраз роли Питера О’Тула в «Трое»: зашел как бы невзначай, продемонстрировал всем присутствующим современным звездам, что значит всерьез играть по-взрослому, и пять минут спустя вышел.
Ах, да: взломщик же продал героев Сопротивления Первому ордену и оттого как бы нерукопожатен. С другой стороны, Кайло Рен натворил куда больше жутких дел – собственноручно убил отца, фактически убил мать и дядю, последних джедаев, а вот поди ж ты – один из главных героев. (Я, кстати, только в последнем фильме понял, что Люк погиб, поскольку он явился в виде призрака – в восьмом кажется, что он просто лишился чувств после интенсивной медитации). Или тот же Ландо Калриссиан, который в пятом эпизоде продал Люка Скайуокера и принцессу Лею лорду Вейдеру, а в шестом уже полностью прощен и является одним из главных положительных героев, воюющих против Империи.
Ландо, кстати, вслед за прочей старой гвардией внезапно появляется в девятой части. И прямо скажем, выглядит он куда бодрее, чем остальные герои классической трилогии. Только поздновато появляется, честно признаем – старая главная троица актеров получила в разы больше экранного времени и финансовых отчислений.
В общем, странное возникновение дель Торо, равно как и аналогичное загадочное камео престарелого Макса фон Зюдова в седьмой части, можно объяснить исключительно желанием заслуженных актеров, старых фанатов франшизы, засветиться в саге хоть тушкой, хоть чучелком – уж больно эпизодические и необязательные у них роли, которые совершенно не нужны для развития сюжета, хоть и блестяще исполненные. В девятой части замечен также в эпизодической роли звезда сериала «Остаться в живых», хоббит Доминик Монахэн, который регулярно появляется в самом сердце штаба повстанцев, чтобы в очередной раз изобразить Капитана Очевидность. Впрочем, зная, что фильм ставил тот же самый Джей Джей Абрамс, что и сериал, можно вообразить, что режиссер просто использовал для съемок любимого актера, с которым уже плотно работал когда-то; впрочем, это по-прежнему не объясняет полную необязательность его присутствия на крупном плане.
Наконец выясняется, из какого благородного рода Рей – а то после восьмой части яростно вскипели многочисленные сетевые баталии, почему простая мусорщица, дочь мусорщиков, так ловко и быстро обучается на джедая. Родители девушки, кстати, действительно были простыми работягами, а вот дедушка оказался совсем не прост. Правда, так и остается непонятным, откуда в седьмом эпизоде взялось у безродного штурмовика, сантехника Финна, умение обращаться со световым мечом. В общем, такое ощущение, что седьмую часть лучше целиком забыть как страшный сон и не вспоминать вовсе, словно самые провальные серии «Терминатора».
Вообще авторов киносериала бросает в этом отношении из крайности в крайность. Согласно канонической трилогии Люка, для того, чтобы стать джедаем, необходимо благородное происхождение, и мастерское умение обращаться со световым мечом, то есть с течениями Силы, присуще лишь дворянам космоса. В трилогии Энакина, трилогии предыстории, в соответствии с демократическими веяниями выясняется, что джедая определяет не происхождение, а наличие в крови неких загадочных наночастиц – мидихлориан. Мера эта сюжетно вынужденная, поскольку джедаев там много. Наконец, в начале трилогии Рей выясняется, что световой меч может взять в руки абсолютно любой простолюдин, чтобы успешно резать им колбасу. Однако к восьмому фильму понемногу вновь становится главенствующей дворянская теория, мечом умеют орудовать только Рей и Кайло, а кто попало вроде Финна больше к нему не прикасается, хотя умеет вроде бы. Мидихлорианы в третьей трилогии не упоминаются вообще. Создается впечатление, что разные сценаристы на протяжении франшизы ревностно борются за первооснову истории, и никак не может возобладать какая-то одна версия, ибо взгляды авторов сюжета полярно противоположны. А Лукас вообще так и не определился.
Кстати, любопытно, как третья «диснеевская» трилогия Рей зеркально отражает первую трилогию Энакина. В первой, поставленной еще патриархом Лукасом, смотреть можно по большому счету лишь эпизод о детстве Энакина Скайуокера. Да-да, тот самый, спорный, с Джа-Джа Бинксом; но это хотя бы напоминало те «Звездные войны», которые мы все запомнили и полюбили. И если нелепый, жалкий и комичный гунган действительно должен был в дальнейшем стать грозным правителем ситхов, как довольно убедительно утверждает зрительская теория, то я молча снимаю шляпу перед таким сценарным мастерством. Однако сокрушительный массовый негатив зрителей к этому персонажу сделал свое дело, и сценарии первой трилогии, видимо, пришлось срочно перекраивать под угрозой потери значительных кассовых сборов, потому что после сомнительной второй части последовала неуклюжая третья, которая вроде бы должна была стать определяющей – о том, как милый Энакин Скайуокер стал монстрообразным Дартом Вейдером.
В «диснеевской» же трилогии Рей после седьмой части, которая фактически пошагово воспроизвела сюжетную схему четвертой и определенно стала худшей за всю историю «Звездных войн», последовала промежуточная восьмая, выделяющаяся из общего ряда запоминающимися фрагментами, а затем случилась довольно неплохая девятая, которая во многом оживила интерес к франшизе, исправив многие предыдущие ошибки.
Главная ошибка начала «диснеевской» трилогии заключалась в том, что ранее каждая серия демонстрировала потрясенным фанатам как минимум еще одну ранее не виданную причудливую звездную расу, еще одно новое невероятное чудовище, минимум еще одну причудливую модель боевой техники будущего и пару неимоверных локаций, в которых происходит действие. Всё это не позволяло фанам скучать посреди довольно сомнительных боевиковых драм. Грандиозные десантные модули дроидов и клонов, крейсеры и истребители Империи, защитные доспехи штурмовиков, Великий Сарлакк и Джабба Хатт – всё это навсегда стало лицом франшизы.
Создатели седьмой части всего этого не учли: локации оказались уже привычные и досуха отжатые – ледяная планета, планета-пустыня, планета с буйной растительностью умеренного пояса, – необычных средств передвижения практически нет, а в качестве новых монстров предложены настолько традиционные для современной массовой культуры лавкрафтианские пасти с щупальцами, ни разу не показанные целиком, что челюсти сводит от сугубой пошлости момента. Такие твари часто встречаются в самых дешевых фантастических боевиках, скажем, печально известной студии «Asylum»: множество извивающихся щупалец, скрывающих истинные формы чудовища, их бесконечное мельтешение и стремительные движения инопланетных хищников, в долю секунды сметающих разбегающихся людей, позволяют успешно маскировать дешевизну и недостаточную прорисованность компьютерных спецэффектов.
Довольно странно, но в трилогии Люка, когда еще использовалась несовершенная съемочная техника, от разнообразия космических рас кружилась голова. Собственно, это и была одна из причин успеха франшизы – невероятное разнообразие. Для их создания использовались изобретательные костюмы, иллюзионные эффекты и куклы Джима Хенсона, внутри многих из которых, в соответствии с заветами революционного «Чужого», невозможно было угадать человека. Но когда компьютерное видео достигло небывалых высот (в том числе и с подачи Лукаса и его студии спецэффектов) и персонажей стало возможно целиком нарисовать, количество инопланетных рас и чудовищ внезапно резко сократилось. Та же беда, кстати, постигла и конкурентов – если первые «Люди в черном» поражали зрителя изощренностью и количеством инопланетян, то в последнем их стало по пальцам пересчитать, да и те в основном напоминали людей.
Завершающий эпизод «Звездных войн» учел эти проблемы. Космических рас снова много, причем некоторые, невзирая на возможную компьютерную графику, напоминают именно механизированные игрушки вроде хенсоновских из трилогии Люка или первых фильмов «Людей в черном». Вновь имеется весьма необычная локация, каких в киносериале еще не было – морская, с грандиозными волнами. С монстрами и техникой по-прежнему беда, но для них просто особо не осталось места – нужно еще было показать знакомые интерьеры Звезды Смерти, имперских крейсеров и «Тысячелетнего Сокола». Чуи, мы всё же дома, но хронометраж не резиновый.
Сюжет финальных «Звездных войн»… А, собственно, насколько он и был-то крут с самого начала, этот самый сюжет «Звездных войн»? Злые мочат хороших, хорошие мочат злых; к середине трилогии одолевают злые, к концу, понеся значительные потери, хорошие обычно побеждают. Всё как заведено в кино такого рода. Мне всегда смешно, когда новый эпизод начинают всерьез обличать в том, что это определенно не Бертолуччи и даже не Торнаторе.
Как по мне, новому эпизоду достаточно просто не быть как две капли воды похожим на один из предыдущих, чтобы вызывать интерес у фэнской аудитории. Что касается классической атмосферы, за которую франшизу, собственно, и любят, то в девятой части с этим полный порядок – мы действительно дома. Отодвинут на периферию повествования модный чернокожий, отодвинута модно некрасивая бодипозитивная азиатка – в основном рассказ сосредоточен на противостоянии Рей и Кайло. Удивительно важную позитивную роль играет белый цисгендерный капитан По. Юные повстанцы достаточно самоотверженны, нашлась игрушечная замена великому мастеру Йоде, световые мечи делают «вжу-вжу» – всё как надо.
Император Палпатин, самое главное, вернулся, как и обещал трейлер. Да, такие могучие колоритные персонажи, как положено в приличных комиксах, не погибают. Естественно, верховный владыка ситхов стал еще злее и еще могущественнее, и привел с собой несметную орду имперских крейсеров (почему-то невольно вспоминается Карлсон: «Вернется и принесет с собой десять тысяч люстр»). Но это ему не помогло – думаю, для последнего эпизода такое утверждение не будет выглядеть спойлером.
Сага завершается там же, где и начиналась – на Татуине. Для ностальгии тут есть всё, что так нравилось в стартовом четвертом эпизоде «Новая надежда»: гигантский краулер джав, сами джавы с их непременным и характерным «у-ти-ни», занесенный песком брошенный пещерный дом четы Ларсов и два солнца в зените.
Очень хочется думать, что это действительно была последняя серия. Но верится в такое с трудом: «Звездные войны» продолжают приносить прибыль. И значит, сага наверняка будет продолжена.

Василий Мидянин
Tags: кино
Subscribe

  • Черт! Я уж было совсем отвык от такой жести.

    "Рассказ о бытовом роботе на службе у оставшегося одиноким старика. Старика зовут Андрей Викторович и это вымышленный прототип автора (Алексея…

  • Тест на объектную совместимость нумер раз.

    Скажите пожалуйста, только честно: меня одного название нового фэнтезийного опуса "Ступившие в вечность" заставляет хрюкать от истерического смеха?…

  • Читаю очередной синопсис

    Из середины пересказа сюжета: "Для увеселения и привлечения публики в город пригоняют стадо слонов и начинают гонять по улицам. Во время пробегов…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments