Василий Мидянин (midianin) wrote,
Василий Мидянин
midianin

Categories:

Стрельба над ушами (О фильме «Главный герой», 2021).



– Не понимаю, что тут происходит, но мне нравится! («Главный герой»).

Нет, на самом деле, посыл фильма вопреки эпиграфу вполне ясен: красть грешно. Свобода лучше несвободы наличием свободы. Любовь сильнее всего-всего и переборет абсолютно всё-всё. Всякий богатый человек омерзителен и заслуживает тюремного наказания (см. пункт «красть грешно»).
Это я на самом деле так, привёл эффектный эпиграф, дабы слегка подухариться. Тем более что не особо-то оно всё и понравилось мне, честно признаем.
Идея «Главного героя» не нова и всплывает то и дело с самого появления компьютерных игр: а что, если вот эти вот все неигровые персонажи, все эти npc (которых, как справедливо подмечено на экране, юзеры презрительно называют «неписью»), управляемые компьютером или мастером игры и обычно используемые для создания фона или для того, чтобы игровому персонажу было кого убивать налево и направо, – что, если все они не твари дрожащие, а право имеют?
Станислав Лем ещё полвека назад задал в своих произведениях множество любопытных вопросов, которые всерьез начинают беспокоить людей только сейчас, в эпоху стремительного развития виртуальной реальности и искусственного интеллекта. И пусть виртуальность, ввиду полной неразвитости в то время компьютерной техники, создавалась в «Футурологическом конгрессе» галлюциногенными химическими веществами, – абсолютно неважно.
Была у него и новелла про осознавших себя npc-ов, которая появилась за пару десятков лет до первых компьютерных игр – в составе «Кибериады»: «О том, как Трурль подарил королевство». В общем-то, эту новеллу вполне можно считать предтечей «Главного героя». Надо признать, что и сам я баловался такими сюжетами и в начале девяностых даже написал в армии рассказ про то, как некий неигровой персонаж обретает разум и вводит своего игрока в мозговой паралич, дабы дальше играть вместо него. В рассказе есть несколько любопытных фраз и речевых оборотов, которые я непременно использую (и уже использовал) в дальнейших текстах; но, к счастью, он так и не был напечатан.
Увы, развить эту идею у режиссера Леви не получилось. Его герой, рядовой неигровой персонаж, изо дня в день повторяющий одни и те же действия, с самого начала обладает всеми человеческими чувствами, эмоциями и интеллектом. Другими словами, перед нами не какая-то научно-фантастическая лента, поднимающая некие серьезные вопросы, а ярко выраженная сказка, в каких смело одушевляются чайники и подсвечники – такие очень любят снимать на Рождество.
Нет, многие фильмы по уровню фактологии очень напоминают рождественскую сказку, в этом нет ничего особенного – те же марвеловские кинокомиксы, скажем. Хуже всего, что «Главный герой», который по сюжету вполне тянет на циничное жестокое кино рейтинга R вроде «Дедпула» и «Дня курка», и снят как рождественская сказка – чуть более жесткая, чуть более шебутная, чем обычно, но очень добрая сказка для абсолютно всех.
Наш неигровой персонаж встречает на своем каждодневном маршруте девушку-игрока, в которую влюбляется с первого взгляда. Для того, чтобы привлекать внимание игроков женского пола, она издевательски рекомендует ему поднять свой рейтинг хотя бы на сто уровней (сейчас его уровень – первый).
И он, подобно персонажу того же «Дня курка», это делает – причем, поскольку ему претят преступления вроде кражи оружия и ограбления банка, приносящие сразу много очков, он повышает свой рейтинг всякими добрыми делами. И – внезапно ловит могучую волну хайпа от игроков и невольно добивается ураганной популярности, ибо никому еще не приходило в голову, что повышать себе рейтинг можно без кровопролития.
А далее – потоки патоки и вечных истин, отмеченных мной в начале рецензии. Красть грешно. Свобода лучше несвободы. Любовь превозмогает всё. Красть грешно. Все крупные состояния нажиты нечестным путём. Свобода лучше несвободы. Красть грешно…
Нет, имеют место и некоторые спецэффекты, на которые можно посмотреть, если попкорн закончился. Но снят весь этот экшн весьма традиционно и с оглядкой на то, что нас-де могут смотреть дети. От лютой мелодраматичности некоторых сюжетных поворотов зубы ноют. Нас еще могут смотреть домохозяйки, вот что. И финал фильма – непременно после некоторых приключений, разворачивающихся в мире игры и в реальном мире, – он очень хороший, пушистый и добрый. Зло наказано, хорошие ликуют. Открытого финала со стиснутыми зубами, как в «Дне курка», тут ожидать не приходится.
Вот только кто-то определенно обманул создателей «Главного героя», что вежливая мирная игра без убийств (так и тянет сказать: «уважающая расу и гендер всех игроков и npc» - но не стану, не стану!) – будет невероятно популярной и обгонит все остальные, в которых фоновых персонажей можно класть пачками. Я понимаю, что сами они, наверное, так не думают, что подобного подхода требует их добрая волшебная рождественская история, выходящая в августе, – но нам ведь приходится смотреть то, что нам показывают.
По соотношению «Замах на рубль, удар на копейку» этот фильм можно смело сравнить с «Пушками Акимбо». Впрочем, несмотря на аналогичную подростковую круть, «Пушки»-то посмелее будут, они чуть менее для домохозяек – там сказано больше неприличных слов, выпито больше пива и убито больше народу.
«Главного героя» же губит как раз желание понравиться абсолютно всем. А так не бывает.
Впрочем, наличие в числе создателей таких стран, как Канада и Япония, многое объясняет. Канадцы всегда раскорячены между двух стульев, пытаясь одновременно снимать и для бюджета, как американцы, и для вечности, как европейцы; всё вместе получается плохо. Что касается японцев, то они вечно хотят странного, видимо, из-за того, что магистральный тепловоз кассового кино промчался мимо и не позволил режиссерам страны Ямато как следует изучить успешные приемы; отчего они и тыкаются регулярно носами то в закрытую дверь, то в настежь распахнутые ворота. Иногда это приводит к весьма интересным результатам, иногда, когда японцы готовятся ко вчерашней войне и побуквенно воспроизводят те рецепты, которые приносили кассовый успех тридцать лет назад, получается откровенная скука.
В этот раз не удалось, сожалею.

P.S. И да: в том моменте, когда герой спасает девушку-игрока из здания на мотоцикле, а сидящая лицом к нему девушка палит назад из двух пистолетов, чуть ли не упирая их в уши своему спасителю – герой должен был остаться без барабанных перепонок, по крайней мере, надолго оглохнуть. Очень надеюсь, что это было еще одно издевательство над киношными штампами, как любят писать об этом фильме критики, и режиссер вполне понимал, что делает. Потому что если не понимал, то это еще один повод сокрушенно качать головой.
Tags: кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments