Василий Мидянин (midianin) wrote,
Василий Мидянин
midianin

Category:

Его прощальный поклон (О фильме "Не время умирать", 2021).



- Он улетел. Но он обещал вернуться. (мультфильм «Карлсон вернулся»)

Ещё одна могучая франшиза, очередной эпизод которой был серьёзно задержан эпидемией ковида. Я понимаю, конечно, что такой рефрен будет сопровождать новинки проката ещё долго. Нервные люди, не сумевшие сохранить хладнокровия и выпустившие свои ленты в последние года полтора, потерпели закономерный кассовый крах. Новый Бонд всё же дотянул до светлых времён, когда кинопрокат относительно восстановился, поэтому его, сдаётся мне, ожидает более благоприятная судьба.
Хотя, конечно, к его содержимому это имеет минимальное отношение. Как гласит популярная русская пословица, мужчина чуть красивее чёрта – уже красавец. Перефразируя эту справедливую максиму, запросто можно утверждать, что Бонд чуть интереснее уровня среднего боевичка – уже кассовый шедевр, вне зависимости от сценария, режиссёра и актёров.
Когда-то, начиная с фильма «Голдфингер», возник даже некий канон бондианы, которого с тех пор придерживались все постановщики (песня про заглавного злодея, эффектный комиксовый зачин, непременная массовая рукопашная схватка в финале – силы добра против сил зла, на фоне которой главный герой бился с главным антагонистом, – и т.д.). Некоторое время это весьма успешно работало – скажем, в семидесятые, когда роль Бонда исполнял Роджер Мур, кассовые сборы были выше, чем в шестидесятые, во времена эталонного Бонда – Шона Коннери. Но понемногу, с Далтоном и Броснаном, киносериал начал скисать; конечно, такого скисания дай бог каждому, но продюсеры уже привыкли, что агент 007 всякий раз приносит золотые горы, и даже позиционные сокращения кассы явно воспринимали болезненно.
Приход во франшизу Дэниела Крейга совпал с её перезапуском. Правообладатели чётко уловили, что народ устал от раз и навсегда определённой схемы эпизодов киносериала, и с этим пора что-то делать.
Попытки осовременить и как-то усовершенствовать Бонда предпринимались ещё со времён Далтона, когда герой сражался не с комиксовыми злодеями-гигантоманами, а с вполне реалистическими латиноамериканскими наркокартелями. А первые эксперименты с сюжетом вообще начались ещё в конце шестидесятых, с единственного фильма Лэзенби «На секретной службе Её Величества» – когда Бонд сначала чуть не женился (единственный раз за свою карьеру, если мне не изменяет память), а потом его невесту убили в финале, причем довольно случайным образом.
Теперь Крейг уходит – в связи с преклонным, так сказать, возрастом для роли. В этой связи правообладатели даже запустили будоражащую (и неизменно поднимающую популярность на волне скандала) фейковую информацию о том, что в соответствии с новой толерантной повесткой дня агентом 007 в новом фильме будет одноногая чернокожая лесбиянка… ну, может, не одноногая и не факт, что лесбиянка, это, кажется, из анекдота… но однозначно чернокожая.
Самое интересное, что в итоге даже не наврали. В новом фильме действительно действует чёрная женщина, агент 007. Но она Бонда не изображает и едва ли собирается в дальнейшем – скорее это традиционный помощник главного героя. И вписалась в действие она прекрасно.
Правда, в соответствии с этой самой толерантной повесткой, главный герой, по сравнению с первыми фильмами франшизы, уже совсем даже не бабник, а также не пьёт и не курит – это уже в соответствии с пропагандируемым на Западе здоровым образом жизни. Впрочем, для постоянного зрителя бондианы с Крейгом давно не новость, что понятие «девушка Бонда» понемногу кануло в лету (в новой картине под такое определение не подходит вообще никто). Было бы странно иное, ибо возрастной ценз фильма «Не время умирать» – 12+. Угощайтесь, как сказала в подобном случае героиня «Амаркорда».
Ещё здорово вписалась в происходящее Ана де Армас в роли неопытного спецагента, помогающего Бонду на Кубе – красивая и забавная простушка, маскирующаяся под девушку из высшего общества, которая вообще-то умеет драться и легко высаживает в противника полмагазина из пистолета. Сцены с её участием даже придают фильму сюрреалистического очарования ранних лент с Шоном Коннери… но нет, нет, никакого мужского шовинизма и прочего унижения женского достоинства, конечно. Нельзя.
А вот Рами Малек воплотил образ одного из самых унылых и незапоминающихся бондовских суперзлодеев со штампованными и не вполне понятными мотивациями – Люцифера Сафина. Его не спасает даже вкрадчивая, характерная для киношных маньяков речь. Чудовищное зло он творит по заветам Портоса: «Я дерусь просто потому, что дерусь».
Нет, наверное, такое тоже было бы любопытно и интересно – будь образ как следует развит и проработан. Однако при просмотре возникает мерзкое ощущение, что большая часть сыгранного Малеком была в конечном итоге просто выброшена в корзину, настолько невыразительный и незамотивированный монстр у него получился. И это при том, что в традиционном бондовском вступлении он оставляет довольно зловещее впечатление. Но увы, только во вступлении.
И совершенно не раскрыта история его странной японской маски, которая явно что-то означает – тем более что режиссёр японец и явно понимал, для чего это нужно. Ну, как в «Хранителях», когда только из комикса становится ясно, что это за странные перетекающие пятна на маске у Роршаха и откуда они вообще взялись, а в фильме об этом нет ни слова.
Сюжет нового фильма о Бонде… Да полно, кто-то ещё реально до сих пор решает, идти или не идти на новый фильм о Бонде, исходя из его сюжета?! Обычный там сюжет для бондовской франшизы. С суперзлодеем, решившим уничтожить миллионы людей и оборудовавшим свою циклопическую фабрику-лабораторию в горе на необитаемом острове где-то «между Россией и Японией». С большим количеством стрельбы, зловещих черных автомобилей и вражеских мотоциклистов. Со всякой шпионской техникой Кью, который, подобно Филеасу Фоггу из популярного в СССР австралийского мультсериала, прозорливо снабжает Бонда теми прибамбасами, которые понадобятся ему именно в этом фильме.
Маловато только классических бондовских шуток и гэгов, в основном составлявших полотно франшизы в ее золотую эпоху. Фирменной изюминки киносериала, девушек Бонда, как уже было сказано, нет; есть несколько женских персонажей, крутых, волевых, деловых, целеустремлённых – но эмансипированных раскрепощенных феминоамериканок и феминобританок едва ли можно называть этим пасквильным словосочетанием. Секса и пошлых намёков, которыми была в своё время переполнена бондиана, нет – 12+ всё-таки.
В финале фильм в соответствии со своим возрастным цензом, рассчитанным на подростков, уже откровенно напоминает компьютерную стрелялку – даже бетонно-металлической раскраской графики. Подручные верховного злодея послушно выскакивают парами на заградительный огонь Бонда и неукоснительно увеличивают количество уложенных им противников.
Сейчас буду спойлерить: Джеймс Бонд в финале красиво погибает. Но вы же понимаете, конечно, что это как бы понарошку, что резать курицу, несущую бриллиантовые яйца, никто не собирается, и нас ожидает ещё не один фильм про агента 007. Что отдельно подчёркивается и надписью после всех титров: «Джеймс Бонд вернётся». Конечно, вернётся, куда он, к чёрту, денется.
И эта надпись купирует главную опасность: что погибшего спецагента сменит негритянка 007, с которой нас уже познакомили в этом фильме. Но она, конечно, не Джеймс Бонд, возвращение которого обещано публике. Тут тонкость.
Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment